Глоссарий японской гравюры
 

А

  • Абуна-э あぶな絵 — жанр японской гравюры полуэротического содержания. Особенность жанра в абунай あぶない "опасных" ситуациях, будь то оголённые голени, плечи или иные атрибуты.
  • Аратамэ 改 — круглая печать с стилизованным иероглифом 改 "Одобрено". Ставилась на блоки в 1853-1875 годах цензорами города Эдо. Заменила собой личные печати цензоров использовавшиеся с 1842 года. Для аналогичной печати 1791-1842 годов смотри кивамэ.
  • Аи 藍 "синий" — этим словом называют как сам синий цвет, так и пигмент цвета индиго, получаемый из растения комацунаги. Цвет, получаемый из этого пигмента был блеклым и невыразительным, так что с начала 19 века его повсеместно заменяли на "берлинскую лазурь". При смешивании с сэкио или сио давал зелёный цвет.
  • Айзури-э 藍摺絵 "синие картины" — гравюры написанные исключительно или преимущественно синей краской. Получили особое распространение после 1820-х, когда на японском рынке стала широко доступна краска из пигмента "берлинская лазурь".
  • Ака-э 赤絵 "красные картины" — довольно редко встречающиеся гравюры написанные исключительно или преимущественно красной краской.
  • Атодзури 後摺 — гравюры напечатанные позднее, как правило уже износившимися блоками. Часто ценятся меньше и содержат неровности из-за постепенного износа печатных блоков.
  • Атохан 後版 — гравюра напечатанная не с оригинальных блоков. Иногда, то же, что и атодзури.
  • Ама 海女 "девушка моря" — ныряльщицы за морепродуктами и жемчугом. Часто появляются на гравюре, особенно эротического или полуэротического содержания. Иногда этим же словом, но другими иероглифами, обозначают мужчин ныряльщиков 海士 или ныряльщиков без конкретного пола 海人.

Б

  • Барэн 馬連 — круглый и плоский инструмент использующийся в печати деревянными блоками для переноса краски на лист бумаги. Традиционный барэн изготавливается из бамбука, но сегодня встречаются и дешевые пластиковые варианты.
  • Бэни-э 紅絵 — гравюры с напечатанным черным контуром, но раскрашенные вручную с использованием розоватого пигмента бэни 紅, получаемого из цветков сафлора. Иногда добавлялись другие цвета, в основном желтый и зеленый. Появились и стали популярны примерно в 1720-х годах.
  • Бэнидзури-э 紅刷絵 — Первые многоцветные гравюры. Печатались в основном с использованием розоватого пигмента бэни 紅, получаемого из цветков сафлора, но с более активным применением других цветов, в основном желтого и зелёного. В отличии от нисики-э цвета не имели оттенков. Получили популярность в 1740-х годах вытеснив бэни-э и эволюционировали в нисики-э ближе к 1760-м.
  • Бидзин-га 美人画, чаще бидзинга— гравюры центральным сюжетом которых является женская красота, как внешняя так и внутренняя. Изначально был гендерно нейтральным жанром включавшим в себя портреты юношей, но почти сразу стал ассоциироваться исключительно с девушками.
  • Бокаси ぼかし — техника нанесения краски на предварительно смоченный деревянный блок и получаемый ею результат градации оттенка от светлого к тёмному. Поскольку краска каждый раз наносится вручную, результат может значительно отличаться от копии к копии.
  • Бунмэй кайка-э 文明開化絵 "картины цивилизации и модернизации" — жанр гравюры изображающий и часто высмеивающий важные атрибуты эпохи Мэйдзи, такие как: западная одежда, архитектура, транспорт (особенно поезда). Название происходит от одноименного лозунга того периода.
  • Бунраку 文楽 — вид японского кукольного театра, пьесы которого иногда адаптировались для театра кабуки и нередко изображались на гравюре.
  • Бэнгара 弁柄, иногда бэнигара — коричневый или землянисто-красный пигмент, получаемый из оксида железа.
  • Бэро-аи ベロ藍, иногда бэро ベロ — синий пигмент известный в западном мире как "прусский синий" или "берлинская лазурь". Привезённый из Европы краситель, отличающийся куда более глубоким и насыщенным синим цветом. С 1820-х годов начал производится в Китае, что значительно удешевило и популяризовало пигмент в Японии приведя к буму айдзури-э.

В

  • Вахон 和本 "японская книга" — книга изданная в Японии и имеющая соответствующие отличительные черты.
  • Васи 和紙 "японская бумага" — изготавливаемая из коры местных кустарников (часто из Edgeworthia chrysantha). Гравюра печаталась и продолжает печататься почти исключительно на разновидностях васи.

Г

  • Га 画 — слово и суффикс означающее нечто изображенное, нарисованное. Используется на окончании некоторых жанров и иногда подписях художников (歌川廣重画 "нарисовано Утагавой Хиросигэ"). В последнем случае может писаться как гако 画稿 с примерно тем же смыслом. Синоним -дзу 図 и 絵.
  • Гакуя фудзууку-дзу 楽屋風俗図 — редко применяемый термин и поджанр гравюры раскрывающий закулисье, часто гримёрки, театра кабуки или любого другого театра.
  • Ганрю 顔料 — термин для почти всех порошкообразных пигментов использующихся в японской живописи. Обычно ганрю не растворяются в воде и для превращения в краску смешиваются с животным клеем.
  • Гаго 雅号 — псевдоним художника или студии.
  • Гафу 画譜 — альбом с инструкциями по рисованию или с подборкой работ художника сопровождающейся комментариями, иногда даже без них, но с явной целью обучения. "Манга Хокусая" - отличный пример гафу.
  • Го — псевдоним художника, часто состоящий из одного иероглифа имени учителя. Художник мог многократно менять псевдоним в течении карьеры. То же, что и гаго.
  • Гофун 胡粉 — белый пигмент получаемый из ракушек.
  • Гофун тираси 胡粉散らし — техника разбрызгивания белого пигмента гофун на гравюру с целью изобразить снежные хлопья. Пигмент смешивался с клеем, наносился на кисть, которую затем встряхивали над гравюрой. Участки, на которых не должно быть снега, предварительно закрывали трафаретом.
  • Гокан 合巻 — разновидность японской книги, издаваемая в поздний период Эдо. Технически, это разновидность кибёси, но более объёмного содержания.
  • Гокайдо 五街道 "пять главных трактов" — система из пяти важнейших дорог периода Эдо. Пути использовались как сухопутные маршруты для торговли, почты и паломничества. И хотя далеко не все горожане путешествовали, станции на этих дорогах обросли историями и были хорошо известны публике, а потому часто отображались на гравюре.
  • Гига 戯画, иногда Гига-э 戯画絵 — комичный жанр японской живописи и гравюры. Не редко представляет собою карикатуры с антропоморфными животными.
  • Гундзёу 群青, иногда ивагундзёу 岩群青 — синий пигмент получаемый из измелённого азурита или лазурита. Один из основных синих пигментов в японской живописи.
  • Гэки-э 劇画 "картина театра" — то же, что сибай-э.

Д

  • -дзу 図 — нечто изображенное, рисунок, картина. Является составной частью многих других терминов. Синоним -га 画 и 絵.
  • Дзуми — желтый пигмент, использовавшийся в печати гравюр.
  • Дзидзуми-ита 地墨板 — то же, что омохан.
  • Дэгатари-дзу 出語り図 — редкий поджанр якуся-э, изображающий актёров, музыкантов и певцов на одной сцене. Был придуман в 1780-х годах Тории Киёнагой.
  • Дзёгэ-э 上下絵 "двухсторонние картины" — поджанр гравюры, изображение на которой можно посмотреть как в прямом, так и в перевёрнутом виде.
  • Дзюнси 十二支 — двенадцать знаков китайского (восточного) зодиака. Популярная тема в японской гравюре.

Ё

  • Ёко-э 横絵 — вертикальный (альбомный) формат гравюры. Противоположность татэ-э.

И

  • Ирэки 入木 — деревянная заплатка, вставляемая в предварительно вырезанный кусок печатного блока, для его починки или исправления ошибки резчика.
  • Иро-ита, так же иро-бан 色板— блок для печати цветных частей. Противоположность омохану.
  • Итабокаси 板ぼかし — техника при которой печатный блок или его часть, вырезаются по диагонали, таким образом, чтобы краска отпечаталась неравномерно, создавая градиент.
  • Итимоку-кай 一木会 "общество первого четверга" — группа художников собравшаяся в доме Онти Косиро в 1939 году. Сыграла решающую роль в послевоенном развитии гравюры, составив ядро движения сосаку-ханга.
  • Итиран-дзу 覧図 — жанр гравюры с панорамным видом местности. Сам по себе термин используется редко, но присутствует в названии некоторых гравюр.
  • Итамэ мокухан 板目木版 "имитация текстуры древесины" — техника печати, предполагающая намного более выразительный отпечаток текстуры дерева. Достигалась выбором более плотных сортов древесины, горизонтальным, а не вертикальным срезом и использованием иных резцов.
  • Исидзури-э 石摺絵 — разновидность гравюры, использующая сплошной тёмный (как правило чёрный) фон и пробелы в нём для изображения сюжета. Предполагала имитирование печати каменными блоками.
  • Ихан — поздний оттиск измененными или отремонтированными блоками.

Й

  • Йокогама-э 横浜絵 — жанр гравюры, появившийся после открытия порта для иностранных кораблей в местечке Йокогама, не далеко от Эдо. Жанр затрагивает не только жизнь иностранцев в самом районе, их быт и культуру, но и раскрывает подробности этих аспектов в странах западного мира.

К

  • Кабуки 歌舞伎 — разновидность японского театра, чрезвычайно популярная в городе Эдо в одноимённый исторический период. Кабуки и гравюра оказали огромное взаимное влияние друг на друга и совместно составляли значительную часть досуга горожан.
  • Кабуки-э 歌舞伎絵 — жанр или скорее наджанр гравюры целиком и полностью посвященный театру кабуки. Включает практически все якуся-э, а так же гэки-э, сибай-э и кабуки гакиё-дзу 歌舞伎劇場図, которые зачастую являются синонимами.
  • Какэмоно 掛物 — вертикально весящий свиток из бумаги или шелка. Использовался для украшения комнаты и содержал картину или каллиграфию.
  • Какэмоно-э 掛物絵 — формат гравюры, в котором диптих или очень редко триптих составляется вертикально, как бы имитируя свиток.
  • Камигата-э 上方絵 — в широком смысле слова: любая гравюра произведенная в регионе Камигата (ныне Кансай), в узком: гравюра из Киото, Осаки и Кобэ. Появилась и развивалась параллельно гравюре Эдо, но концентрировалась в основном на якуся-э.
  • Катё-э 花鳥絵, иногда Катё-га 花鳥画 "картины цветов и птиц" — жанр гравюры, пришедший из китайской живописи, основным сюжетом которого являются сочетание цветов и птиц. Наличие обоих не обязательно, бывает, что гравюры только с птицами называют этим же термином.
  • Кагэ-э "теневые картины" — редко встречаемый жанр гравюры, центральным сюжетом которого является игра с тенями.
  • Кайка-э 開化絵 — жанр гравюры, в котором основным мотивом служит модернизация японского общества в период Мэйдзи.
  • Канга-кай 開化絵 — ассоциация художников, созданная в 1881 году для продвижения и сохранения традиционных техник японской живописи и гравюры.
  • Кантэйрю 感亭流 — иероглифический шрифт, использующий толстые и плавные линии. Часто применялся в рекламе и ассоциировался с театром, особенно кабуки.
  • Као 花押 — стилизованная в один знак подпись. Аналог монограммы.
  • Карадзури 花押 — техника изображения путём выдавливания рисунка на бумаге. Иногда переводится как "гофраж" или "слепое тиснение". Как правило, эффект достигался приложением влажной бумаги к блоку с контурным рисунком.
  • Касурэ-бори 掠れ彫り — техника резьбы деревянного блока, имитирующая кисть, в которой кончается краска.
  • Каппадзури 合羽摺, иногда Каппадзури-э 合羽摺絵 или катагамидзури-э 型紙摺絵 — техника создания японской гравюры, в которой печатается только один цвет (как правило, чёрный), но с помощью трафарета (т.е. кистью, вручную) добавляются несколько дополнительных. Иногда словом каппадзури называют картину полностью выполненную с помощью трафаретов. Была особенно популярна в Киото и Осака. Одно из самых ранних проявлений японской гравюры.
  • Кибёси 黄表紙 "жёлтая обложка" — разновидность японской книги, получившая популярность в конце 18 века. Текст в них занимал практически всё свободное от иллюстраций место.
  • Кирадзури 雲母摺り, иногда кира-э 雲母絵 — использование порошка металлической слюды кира 雲母 для придания изображению блеска.
  • Кисокайдо 木曾街道, иногда Кисо-кайдо — маршрут из города Эдо в город Киото, пролегающий через внутренние, горные регионы страны. Официальное название Накасэндо 中山道 "центральный горный тракт" редко использовалось в гравюре и вместо него применялось народное, образованное от названия провинции Кисо. Часть системы Гокайдо.
  • Кивамэ 極 — круглая печать с стилизованным иероглифом 極 "[соответствует] высшему стандарту". Ставилась на блоки в 1791-1842 годах цензорами города Эдо. Была заменена на личные печати цензоров в период с 1842 по 1853, после чего система снова была изменена на печать аратамэ.
  • Кути-э 口絵 — разновидность японской гравюры, возникшая на стыке 19 и 20 веков. Представляет собой иллюстрации к популярным романам, изданным как отдельно, так и в литературных журналах. Чаще всего вставлялась перед произведением, от чего получила своё название "открывающая картина".
  • Комоти-э 子持絵 "обманная картинка" — подвид гравюры сикакэ-э, в которой есть приклеенная сверху деталь, закрывающая интригующую часть изображения.
  • Кё-га 狂画 "сумасшедшие картинки" — термин иногда применяемый к комическим гравюрам, особенно периода Эдо. Используется в названии серий.
  • Кёгодзури 校合摺 — ранний (часто первый) оттиск с ключевого блока для проверки качества.
  • Кёику нисики-э 教育錦絵 — образовательные цветные гравюры. Чаще всего печатались для взрослых в качестве брошюр с информацией о профилактике эпидемий или обучением основам западных наук на ранних порах модернизации японского общества.
  • Кэнто 見当 — направляющие метки (колышки) призванные упростить многоцветную печать. С их помощью лист бумаги фиксировался на печатном блоке, что позволяло наносить множество цветов не боясь за их смешение или брак.

М

  • Мамэхон 豆本 "книга [размером с] фасоль" — формат японской книги периода Эдо. Отличалась крайне компактным размером, иногда до 8см в высоту и до 3см в ширину.
  • Миногами 美濃紙 — один из самых дорогих сортов бумаги васи. Производилась исключительно в регионе Мина (сейчас префектура Гифа, район города Мина) и использовалась для производства гравюры, особенно до 1760-х годов.
  • Митатэ-э 見立絵 "похожая картина" — жанр гравюры, использующий события, персонажей или известные места прошлого для пародирования/сравнения с настоящим. Важная часть культуры укиё-э. Этот же термин используют для изображения актёра в роли, которую он никогда не играл.
  • Миэ 見え, иногда 見得 — выразительная поза, которую актёр кабуки принимает, а затем замирает на несколько секунд, подчеркивая тем самым важность сцены. Нередко появляется на якуся-э.
  • Моккоцу 没骨 "бескостный" — разновидность гравюры, в которой рисунок выполнен без чёрной обводки, обычно характерной.
  • Мокухан 木版 — процесс создания гравюры деревянными блоками. Включает в себя как предварительный дизайн, резку блоков и подготовку пигментов, так и саму печать.
  • Мокуханга 木版画 — гравюра выполненная деревянными блоками. Японский термин для ксилографии, независимо от её происхождения.
  • Мокумэ-дзури — техника печати гравюры, использующая более плотные сорта древесины и предварительно вымоченные в воде печатные блоки для подчеркивания текстуры древесины. Этим же термином зовут саму текстуру древесины на гравюре.
  • Мон 紋 — графический знак использующийся актёрами, самураями, мастерскими и многими другими в качестве герба, логотипа или просто для украшения. В ранней якуся-э часто использовался для отличия одних актёров от других. Моны известных династий актёров и самураев были крайне узнаваемы и помогали идентифицировать сюжет даже без подписей.
  • Мотонэ ни одзитэ 需めに応じて "в ответ на запрос" — фраза которую художник пишет рядом с подписью если гравюра создана на заказ. Иногда сокращается до одзу 随需.
  • Муся-э 武者絵 "портреты воинов" — жанр японской гравюры, посвященный легендарным и реальным воинам прошлого и настоящего. Чаще всего термин применяется к самураям, очень редко к героям войн 19-20 веков.
  • Мудзан-э 無残絵 — жанр гравюры, изображающий крайнюю жестокость, кровавые сцены насилия, несправедливости и убийств. Изобретен в 1860-х годах Цукиокой Ёситоси и Утагавой Ёсиику.
  • Мэганэ-э 眼鏡絵 "оптическая картина" — жанр гравюры, в которой перспектива построена таким образом, что при взгляде на неё через специальную линзу, создаётся объёмный эффект. Поскольку линза (а соответственно и зритель) смотрела на гравюру через зеркало, все надписи на изображении должны быть перевёрнутыми.
  • Мэйсё-э 名所絵 "пейзажи известных мест" — исторически жанр японской живописи посвященный местам имеющем связи с классической литературой. Позднее пейзажи любой широко известной местности.

Н

  • Нагасаки-э 長崎絵 — гравюры созданные в портовом городе Нагасаки, где в то время существовали торговые фактории голландцев и китайцев. Появились позже гравюр Эдо, Осаки и Киото, вероятно под их влиянием, но с заметным влиянием Китая и Запада. Часто ограничивались темами быта иностранцев, видами города, торговых кораблей. Отличались куда худшим качеством печати и рисунка.
  • Намадзу-э 鯰絵 — жанр гравюры, в котором основную роль играет гигантский подземный сом, по поверьям вызывающий землетрясения. Получали особую популярность после природных катаклизмов и часто печатались незаконно.
  • Нигао-э 似顔絵 — поджанр якуся-э, в котором основной акцент делается на узнаваемость актёра по лицу. Схож с окуби-э.
  • Нисики-э 錦絵 "парчовые картинки" — техника изготовления цветной гравюры в которой каждому цвету служит отдельный печатный блок и цветов, как правило, больше трёх. Изобретена Судзуки Харанобу в 1760-х годах и с тех пор является основной и самой популярной техникой изготовления гравюры.
  • Никакай 二科会 "Ассоциация второго отделения" — общество созданное в 1914 году художниками Исии Хакутэем, Ясуи Сотаро и Сакамото Хадзиро в противовес официальному курсу на консерватизм в искусстве. Художники тяготели к западному авангарду и создали организацию для продвижения своих идеалов существующую по сей день.
  • Никухицу-га 肉筆画 — картина на шёлке или бумаге, написанная художником создающим укиё-э, как правило, в том же стиле. Некоторые авторы никухицу-га никогда не создавали гравюры, но писали картины явно копируя их стиль.
  • Нюгин моно 入銀 物 — гравюра, выполненная на заказ от бизнеса или частного клиента. Как правило содержит рекламу, например упоминание конкретного магазина и его адрес.

О

  • Окуби-э 大首絵 "картины с большой головой" — жанр портретной гравюры, показывающий в основном голову и верхнюю часть туловища. Считается, что популяризовал окуби-э Кацукава Сюнсё примерно в 1780-х годах своими портретами актёров, но по-настоящему популярными они стали через десять лет трудами Китагавы Утамаоро специализирующемся на бидзинга. Были запрещены с 1800 по 1808 года.
  • Омотя-э 玩具絵 "картинки-игрушки" — детская гравюра. Как правило содержала: поля для настольных игр, поучительные истории, специальные диорамы, которые нужно было наклеить на картон, вырезать и собрать, а так же почти любую другую игру. Омотя-э ценились куда меньше гравюры для взрослых, а потому чрезвычайно редки в наше время, особенно в хорошем состоянии.
  • Омохан 主版 — самый важный, основной, ключевой блок для печати гравюр. Представляет из себя чёрный контур, на который впоследствии наносятся все остальные цвета или если гравюра монохромна, остаётся единственным блоком. Имеет множество названий и синонимов. Этот глоссарий использует термин омохан как основной и ссылает все синонимы на него, но в разные эпохи и разными людьми этот блок назывался по разному. Противоположность иро-ита.
  • Одо — желтый пигмент. Охра.
  • Ойран 花魁 — куртизанка высшего ранга в официальном квартале красных фонарей. Как правило такие были очень образованы, начитаны и редко предлагали просто секс. Высокая стоимость и низкая доступность для простых людей делало их объектом вожделения и соответственно популярными героями бидзинга.
  • Оцу-э 大津絵 — стилистически простая гравюра из местечка Оцу, недалеко от Киото. Как правило, содержала около религиозные сюжеты и позиционировалась как амулет. Очень популярный в простонародье вид гравюры, какое-то время недооценивавшийся городской публикой, но со временем завоевавший популярность в почти всех слоях общества.

Р

  • Рокусё 緑青 — зелёный пигмент. Существует множество способов его приготовления, но основным ингредиентом всегда выступает медь.

С

  • Сакура 桜, устар. — несколько сортов декоративной вишни, объединённых в общую группу из-за красивого цветения. Частый объект изображения на гравюре, символизирует весну, особенно март-апрель и первое тепло. Древесина сакуры, особенно дикой, использовалась гравюристами для печатных блоков и считалась одной из лучших.
  • Сибай-э 芝居絵 "картина театра" — жанр гравюры показывающий сцену театра, чаще всего кабуки. Сибай-э тесно пересекается с уки-э и якуся-э. Еще теснее, до степени смешения, термин пересекается с кабуки-э, гэки-э и дэгатари-дзу.
  • Сина 芝居絵 — липа японская, она же Tilia japonica. Древесина липы, часто в форме фанеры, используется для печатных блоков в современной японской гравюре из-за своей мягкости и долговечности.
  • Сини-э 死絵 "посмертный портрет" — жанр гравюры издававшейся в память о известном человеке, часто актёре. Создавались сразу после его смерти и включали портрет в характерном синем облачении, а так же религиозные атрибуты, а иногда и будд/демонов. Существовали как минимум с 1777 года, но пик пришелся на год смерти актера Итикавы Дандзюро VIII, после трагичной кончины которого, было выпущено более двухста различных сини-э, больше чем при жизни. Портреты выпущенные в память о известных людях, значительно позже их смерти и не содержащие характерных атрибутов, не принято называть сини-э.
  • Сита-э 下絵 "окончательный рисунок" — рисунок, появившийся в ходе последний стадии подготовки к вырезанию печатных блоков. Резчик наклеивал его на будущий блок и резал прямо по нему в итоге уничтожая сита-э.
  • Саку さく— слово, которое художники иногда пишут перед подписью. Можно перевести как "нарисовано...".
  • Саси-э 挿絵 — подвид гравюры, появившийся в эпоху Мэйдзи и представляющий собой изображение вставленное напрямую в текст книги или газеты. Схожа с кути-э, но в отличии от последней, не ставилась в начало или конец текста и не представляло его, а именно что иллюстрировала.
  • Сасэй 写生 "нарисовано с натуры" — слово иногда встречающееся в названиях гравюр, дабы подчеркнуть их реалистичность, но вопреки названию, такие работы не всегда писались с натуры и могли содержать неточности.
  • Сёмэн-дзури 正面摺 — техника, применяемая при создании гравюры, суть которой заключается в натирании листа бумаги, пока тот находится на печатном блоке или прямо лицевую сторону, чем-то твёрдым, часто клыком кабана, для придания рисунку блеска. Эту же технику используют для создания едва видимого, блестящего узора, например на тёмной ткани.
  • Сёхан 初版 — первое издание.
  • Сёдзури — первые копии тиража. Часто первые 200 копий.
  • Син-ханга 新版画 "новая гравюра" — художественный стиль и движение 20 века в японской гравюре возродившее традиционную гравюру деревянными блоками и систему по которой художник отвечает лишь за дизайн, оставляя резчику и издателю остальную работу в создании гравюры. В последнем основное отличие от появившегося примерно в то же время движения сосаку-ханга.
  • Сио — желтый пигмент, изготавливаемый из Arsenic trisulfide. Смешивался с аи для получения зеленого цвета.
  • Синтю-кин — пигмент из латуни, использующийся для получения золотого цвета.
  • Сикакэ-э 仕掛絵 — общий термин для подвида гравюр, в которых присутствует некая необычная деталь, будь то подвижная часть, как в комоти-э, или к примеру, кабуки-э, в которой можно было поднять занавес, дабы увидеть спектакль, а затем еще раз поднять, дабы увидеть его развитие. Чаще встречалась в книгах, которые по такому случаю называли сикакэбон 仕懸本.
  • Сита-ури シタ売 — печать, использовавшаяся в середине 19 века и ставившаяся на некоторые гравюры якуся-э. Во времена цензуры, а особенно в 1840-е годы, некоторую гравюру продавали нелегально и дабы подчеркнуть запретный статус, на них писали "продаётся из под [прилавка]", по-японски: сита-ури. После ослабления цензуры, печать какое-то время продолжала использоваться совместно с печатями цензоров.
  • Сосаку-ханга 創作版画 "творческая гравюра" — художественный стиль и движение 20 века в японской гравюре, суть которого состоит в свободном, не полагающимся на традиции, выражении художником своего мастерства. Гравюры сосаку-ханга были самостоятельно написаны, напечатаны и зачастую изданы самим художником, что делало его абсолютно независимым и отличало от приверженцев движения Син-ханга.
  • Сумидзури-э 墨摺絵 — монохромная гравюра, напечатанная исключительно черными чернилами. Первые гравюры представляли собой именно сумидзури-э.
  • Сумидзури-но-ита 墨摺の板 "чернильная печатная доска" — то же, что омохан.
  • Суми-та 墨板 "доска с чернилами" — то же, что омохан.
  • Суримоно 摺物 — подвид или жанр гравюры, выполненный художником на заказ для частного лица, как правило поэтического клуба и содержащий стихотворение. Печатались малыми тиражами как открытки, приглашения или награда в состязании. Часто имели небольшой формат, близкий к квадрату (что редко для яп. гравюры) и выполнялись в дорогих техниках. Были особенно популярны в 1790-1830-х годах.
  • Суриси 摺師 — человек отвечающий за печать гравюры. Печатник.
  • Сэндзяфуда 千社札 "тысяча святилищ" — узкие полоски бумаги, содержавшие имя паломника и/или небольшую религиозную иллюстрацию. Их приклеивали на стены, ворота, алтари святилища в ходе паломничества как своеобразное граффити. Предполагалось, что чем больше сэндзяфуда наклеено, тем выше удача и благополучие паломника, а потому их иногда печатали деревянными блоками, как обычную гравюру.
  • Сэкио 石黄 — желтый пигмент, изготавливающийся из аурипигмента. При смешивании с аи давал зелёный цвет.
  • Сю 朱 — оранжево-красный пигмент, сделанный из синся 辰砂 - киновари.
  • Сюнга 春画 "весенние картинки" — жанр гравюры, подпадающий под западный термин "порнография". Изображения секса, половых органов, различных приспособлений для мастурбации и т.п. Сюнга существовала с самого зарождения гравюры и почти всю историю была запрещена цензурой. Что, однако, не мешало практически всем художникам укиё-э открыто писать и продавать её под собственным именем или не очень анонимным псевдонимом. Чрезвычайно распространённый в своё время, один из основных и важнейших жанров гравюры.

Т

  • Тан-э 丹絵 — гравюры с напечатанным черным контуром, но раскрашенные вручную с использованием красной краски, сделанной из селитро-свинцого пигмента тан 丹. Иногда добавлялись другие цвета, в основном зеленый и жёлтый.
  • Тамэдзури-э — монохромный, чаще всего чёрный, оттиск на плотной бумаге, продававшийся как раскраска. Этот же термин используют как синоним омохан, возможно ошибочно.
  • Татэ-э 縦絵 — вертикальный (портретный) формат гравюры. Противоположность ёко-э.
  • Татэбанко 立版古 — поджанр или скорее подвид омотя-э. Гравюра, предназначенная для наклеивания на более плотную бумагу и вырезания, с целью собрать диораму.
  • Тайся 代赭 — коричнево-красный пигмент, сделанный из соответствующего цвета охры.
  • Токайдо 東海道 — дорога между Киото и Токио, проходящая по берегу моря. Часть системы Гокайдо, в которой являлась кратчайшим путём между двумя столицами. Одна из самых популярных тем в японской гравюре и определённо самая важная в пейзажной гравюре.
  • Ториноко 鳥の子 — вид гладкой, глянцевой бумаги васи. Популярная и дорогая бумага, которая использовалась для богато оформленных гравюр и нередко - в официальных документах. Оригинал первой конституции Японии написан именно на этой бумаге.
  • Тосидама 年玉 — печать в форме круглой верёвочки с узелком, использовавшаяся членами школы Утагава - самой крупной в укиё-э. Придумана её основателем Тоёкуни I и используется до сих пор. Иногда стилизовалась принимая разную форму, например: Куниёси мог писать её в форме тыквы-горлянки.
  • Тиримэн гами-э 縮緬紙 — формат гравюры, основным отличием которого является печать на специальной "сжатой" бумаге. Может переводиться как "гофрированная печать" или "креповая печать".

У

  • Угокай 烏合会 "Общество бакланов" — небольшая ассоциация художников, существовавшая в 1901-1912 годах. Основана учениками Цукиоки Ёситоси для возрождения гравюры укиё-э и включала некоторых видных художников своего времени. Общество организовало 23 крупные выставки и принимало участие во многих небольших ивентах.
  • Уки-э 浮絵 "плывущие картины" — не путать с укиё-э. Жанр гравюры использующий западные традиции перспективы для изображения интерьеров и городских пейзажей. Появились в 1730-х годах на волне популярности западных гравюр и картин, привезённых голландцами через остров Дэдзима.
  • Укиё-э 浮世絵 "картины мира удовольствий" — многозначный термин означающий как всю японскую гравюру периода Эдо, так и специфический жанр в ней, отражающий взгляд на мир глазами жителя города Эдо. Сами японцы использовали термин укиё в значении "модный", "гедонистический" и перенесли на гравюру, поскольку та отражала именно эти идеалы.
  • Укон 鬱金 — желтый пигмент низкого качества, изготавливающийся из куркумы.
  • Утива-э 団扇絵 "картины для вееров" — гравюры, выполненные в форме нескладного японского веера утива и предназначенные для самостоятельной вырезки, а затем наклеивания на его поверхность.
  • Уруси-э 漆絵 "лакированные картины" — техника изготовления гравюры, в которой некоторые детали раскрашиваются цветными лаком уруси для придания им блеска и яркости. Этим же термином называют картины на шелке и бумаге созданные аналогичным или похожим способом. Очень редко этот термин применяют к любой раскрашенной в ручную гравюре.

Ф

  • Фукусэй-га 複製画 — репродукция. Термин используется как для переизданной гравюры на новых блоках, так и для перенесенной на гравюру картины.
  • Фукэй-га 風景画 — жанр гравюр, посвященный пейзажам природы или редко, города. Термин, как правило, применяется если конкретная местность неизвестна, не существует или не имеет значения, что отличает его от мэйсё-э, в которых акцент ставится на известные места. Подобные гравюры не имели популярности до 18 века, а потому редко встречаются в классическом укиё-э.
  • Фуси-га — жанр гравюры, в котором основной акцент делается на текст с политической или социальной сатирой. Крайне негативно воспринимались правительством и были строжайше запрещены, что, однако, не мешало писать, издавать и продавать их нелегально.

Х

  • Хан-га 版画, чаще ханга — основной термин использующийся в современном японском языке для любой гравюры. Появился примерно в 1905 году, в журнале Heitan и с тех пор вытеснил многие другие термины.
  • Хансита-э 版下絵 — то же, что и сита-э. Иногда этим термином называют сита-э который прошел цензуру и получил одобрение.
  • Ханмото 版元 — издатель печатной продукции. Один из трёх людей, кто участвовал в создании гравюры укиё-э. Именно в его владении находились печатные блоки и именно он соединял художника с резчиком, а так же занимался дистрибьюцией гравюры. Как правило ханмото специализировались на книгах, а гравюры были побочным бизнесом в той же области, но существовали и специализирующиеся исключительно на гравюре издатели.
  • Харимадзэ-э 張交絵 — жанр гравюры, в котором лист разделен на несколько разных областей, в каждой из которых свой, иногда независимый от других, сюжет. По сути это компиляция нескольких небольших гравюр на одном листе для простоты печати.
  • Хикифуда 引札 — жанр гравюры и более общий термин для печатных листовок с рекламой, которые крупные компании заказывали у художников и издателей для раздачи своим клиентам или сотрудникам. Несмотря на предназначение, их дизайны часто представляли из себя довольно сложные произведения и во многом соревнуются с художественной гравюрой в качестве.
  • Хицу 筆 "кисть" — слово нередко использующееся в подписи художников в значении: "Написано кистью...".
  • Хоноки 朴の木 — сорт магнолии, древесина которой используется и использовалась в создании японской гравюры. Не редко сокращается до хо 朴.
  • Хориси 彫師 — резчик по дереву. Один из трёх основных людей участвующий в создании традиционной укиё-э и син-ханга, наровне с издателем и художником. Хороший резчик ценился хуже чем художник, но в более позднее время, с услужением дизайнов, их труд стал ценится по достоинству, а имена стали указывать на самой гравюре, хоть и редко.
  • Хосо-э "картина [от] оспы" — жанр гравюры, предназначенный для защиты от оспы. Как правило содержали выполненные в красных тонах преимущественно религиозные сюжеты или символы удачи. Получали особое распространение в периоды эпидемий.
  • Хосё 奉書 — популярный сорт японской бумаги васи. Особенно часто использовалась художниками движения сосаку-ханга.

Ц

  • Цуюкуса 露草— синий пигмент низкого качества, получаемый из цветков Коммелины обыкновенной (Commelina communis).

Э

  • -Э 絵 — слово и суффикс означающее нечто изображенное, нарисованное. Присутствует во многих словах и терминах связанных с укиё-э, даже в самом этом слове. Синоним -дзу 図 и -га 画.
  • Эдо 江戸 — столица и самый крупный город Японии и какое-то время: самый крупный город планеты. Именно богатая и многочисленная городская прослойка этого города сформировала культуру в которой родилась японская гравюра. В 1868 году был переименован в Токио. Частый объект изображения на гравюрах, особенно мэйсё-э.
  • Эдо (период) 江戸時代 — период японской истории названый в честь тогдашней столицы - города Эдо. Длился примерно с 1603 по 1868 год и отличается от предыдущих эпох политическим спокойствием и экономическим процветанием.
  • Эдоко 江戸っ子 "дитя Эдо" — житель города Эдо как минимум в третьем поколении. Стереотипно шумный гедонист с вспыльчивым характером и небрежным отношением к деньгам. Частый объект сатиры комичных гравюр.
  • Энпаку 鉛白 — белый пигмент. Свинцовые белила.
  • Э-гоёми 絵暦 — жанр гравюры, с зашифрованном на них календарём. Какое-то время издание календарей было монополией государства и чтобы обойти её художник зашифровывал информацию в набор символов прозрачных для клиента, но не очевидных с точки зрения цензуры.
  • Эхон 絵本, редко Э-хон "книга с картинками" — тип японской книги, отличающийся обильными иллюстрациями.

Ю

  • Юрэй-дзу 幽霊図 — жанр гравюры, изображающий сверхъестественных существ, призраков, ёкаев и прочих монстров. Термин не применяется к изображению богов, ками или исторических сюжетов с ними.

Я

  • Якуся-э 役者絵 "портреты актёров" — один из важнейших жанров в японской гравюре, возможно самый старый и определенно самый популярный. Изображает актёров японского театра (почти всегда Кабуки) в их амплуа или в повседневной жизни. Выпускались для рекламы постановки, конкретных актёров или просто как объект коллекционирования для фанатов.
Для составления глоссария использовались 3 основных англоязычных источника:
  1. Коллекция Лавенберга
  2. Проект "Куниёси"
  3. Jaanus
Все термины сверялись с ними и некоторыми японскими источниками, начиная с Википедии и заканчивая онлайн-словарями и тематическими сайтами.

Пожалуйста используйте глоссарий с должным уровнем скептицизма и перепроверяйте информацию прежде чем использовать её в научных работах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста свяжитесь со мной и мы вместе постараемся её устранить. Спасибо.
Made on
Tilda