Стандартные размеры гравюры укиё-э 判型
Практически вся гравюра с конца 18 по начало 20 века была напечатана с использованием гласного стандарта — хангата 判型.

Тяжело сказать как именно он появился, но он точно быстро завоевал популярность своим удобством и не выходил из моды вплоть до модернизации страны и угасания японской гравюры как индустрии.

Бумага изготавливалась в формате большого листа и именно в таком виде поставлялась издателям. Издатель, в свою очередь, резал её на более мелкие форматы по очень простой схеме, редко отходя от стандартов.

Это система позволяла экономить на материалах и упрощала процесс производства гравюр, ставя их на промышленный поток.

Всего существовало 3 стандарта больших листов: о-босё, ко-босё и Такэнага-хосё. Причем первый был значительно популярнее двух других вместе взятых.

Поскольку в Японии периода Эдо использовалась совершенно другая система измерения, все размеры переведены в сантиметры с вынужденной погрешностью и округлением в большую сторону. Так же стоит учитывать, что в зависимости от производителя, лист мог быть слегка больше или меньше принятого формата.
О-босё 大奉書
Самый популярный формат размером 54х39 см. Термины хонмаса 本政 или просто маса 政 означают о-босё более высокого качества. В современном японском этот же формат иногда называют масабан 政判.
  • Обан 大判 (36х27) — половина о-босё.
  • Чубан 中判 (27х19.5) — половина обана.
  • Кобан 中判 (19.5х13.5) — половина чубана.
  • Тандзаку 短冊 (39х13.5) — четверть о-босё по вертикали.
  • Отандзаку 大短冊 (39х13.5) — треть о-босё по вертикали.
Ко-босё 小奉書
Второй по популярности формат размером 47х33 см. До начала 18 века встречаются экземпляры 47х36см
  • Хособан 大短冊 (33х15.5) — треть Ко-босё по вертикали. Этим же термином иногда называют любой крупный формат разрезанный на треть по вертикали.
  • Аисобан 大短冊 (33х23.5) — половина Ко-босё по вертикали.
Иные форматы
Существует великое множество иных, менее популярных форматов. Некоторые из них предназначены для конкретных типов гравюры, другие испытали всплеск популярности, но не смогли прочно удержаться и потеряли популярность спустя года.
  • Какэмоно-э 掛物絵 (77х23) — большой вертикальный формат, призванный имитировать свитки какэмоно.
  • Дай-обан 大大判 (42х30) — большая версия обана.
  • Такэнага-хосё 丈長奉書 (77х56) — один из больших стандартов листов. Сильно варьировался в размерах в зависимости от производителя и эпохи, так что все происходящие от него форматы, так же варьировались.
  • Хасира-э 柱絵 (77х14) — широкий термин для гравюр вертикального формата, предназначавшихся для украшения колонн дома. Четверть такэнагахосё по вертикали.
  • Нагабан 長判 (56х25) — Треть такэнагахосё по горизонтали.
  • Сикисибан 色紙判 (20х18) — использовался практически исключительно для суримоно. Примерно половина Нагабана.
Made on
Tilda